Административные функции

Осуществляя организаторскую и методическую работу, организатор находится в положении заместителя директора школы. Наряду с директором и его заместителем по учебно-воспитательной работе (завучем), он осуществляет руководство школой, конкретным и значительным участком ее деятельности. К сожалению, ряд директоров школ и организаторов допускают ошибку, сводя всю работу организатора к чисто оперативной функции текущего контроля и проверки исполнения. Административные функции организатора не должны быть ведущими в его повседневной деятельности, они важны не сами по себе, а как подкрепление его основных – организаторских и методических – функций по созданию системы внеурочной воспитательной работы.

Одно из проявлений административных функций организатора – контроль за качеством осуществляемой педагогическим коллективом воспитательной работы. Такой контроль – дело не только организатора, но прежде всего директора школы. Однако, поскольку организатор несет ответственность за определенный участок работы, то, обладая правами заместителя директора, он должен осуществлять и контроль за данным направлением деятельности классных руководителей и учителей-предметников.

Возможны два вида контроля: собственно административный (выполнено или не выполнено то или иное дело, соблюдены ли сроки выполнения) и методический (оптимальна ли проводимая работа с точки зрения педагогической эффективности). Не отказываясь от первого, организатор основное внимание уделяет второму виду контроля. Конкретным воплощением такого контроля, характерным именно для этого педагога, выступает анализ эффективности внеурочной воспитательной работы. Предметом анализа будет не только деятельность педагогов, организующих различные влияния на тот или иной детский коллектив. Главным является состояние и процесс развития этого коллектива, каждого школьника, идейно-нравственный уровень проведенного мероприятия, т. е. отдача, результаты вложенного труда.

Особое место занимает контроль за составлением и выполнением планов воспитательной работы классных руководителей, учителей – консультантов школьного самоуправления и руководителей школьных объединений (кружков, клубов, студий, обществ). Директор школы может выборочно рассмотреть и сделать замечания по тем или иным планам. Однако текущую, повседневную работу, связанную с анализом, доработкой, утверждением и контролем за выполнением планов воспитательной работы он поручает организатору – своему заместителю, при этом никак его не подменяя.

До появления организатора в ряде школ вообще отсутствовала четкая система анализа и контроля за выполнением планов классных руководителей. Это привело к тому, что план в глазах учителей кое-где стал бесполезным и формальным документом. Создалось впечатление, что классный руководитель может записать в план все что угодно, не заботясь о его выполнении. С приходом в школу организатора, человека, наделенного и административными функциями, управление воспитательным процессом заметно улучшилось: стал осуществляться методический и административный контроль за выполнением планов воспитательной работы.

Административные функции организатора распространяются, естественно, и на учащихся. Однако в работе с ними, особенно со старшеклассниками, необходимо проявлять известную гибкость, в частности глубокое понимание положений Устава о самодеятельном характере организации, о руководстве ею. По отношению к тем же учащимся, когда они выступают в роли членов комитета, классных бюро, совета дружины, совета отряда, но отношению ко всем органам самоуправления административные функции организатора ни в каких проявлениях не применимы. Здесь он, как и директор, завуч, учителя, является более опытным старшим товарищем, который действует путем совета, убеждения, постоянно заботится об укреплении авторитета детской и юношеской гуманистических организации, о развитии ответственности и самостоятельности школьников.

В заключение заметим, что в конкретной практике организатора названные функции реализуются в пределах единого воспитательного процесса, что успешное выполнение любой из них обусловлено тем, насколько эффективны остальные. В самом деле, идет ли речь о педагогическом руководстве многообразными детскими коллективами школы, об организации работы классных руководителей и учителей, о координации усилий школы, семьи и общественности – в любом случае для того, чтобы успешно выполнять организаторские функции, необходимо, с одной стороны, обеспечивать постоянный рост воспитательных возможностей организуемых, учить их вести внеурочную воспитательную работу, обогащать необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками; с другой – обладать правом в нужных случаях приказать, официально потребовать, осуществлять административный контроль за тем, кто и как ведет ту или иную деятельность.

В то же время результативное выполнение методических функций предполагает, с одной стороны, обучение людей не только в теоретическом, но и в практическом плане, а для этого – организацию их деятельности, целенаправленное формирование передового опыта и его распространение, вовлечение возможно более широкого круга учителей, родителей, общественников, самих школьников в организацию внеурочной воспитательной работы в школе и вне ее; с другой – оформление в официальном порядке системы методической учебы, т. е. ее содержания и руководителей, времени и места проведения, строгой отчетности перед руководством школы о результатах методической работы.

Наконец, эффективно выполнять административные функции организатор может лишь тогда, когда он, с одной стороны, сам показывает пример непосредственной работы с детьми, учителями, родителями и общественниками, а с другой – не только требует от людей значительной и напряженной деятельности, но и реально, и систематически помогает ее осуществлять.

Не случайно практика показывает, что успех деятельности организатора обеспечивается, во-первых, тесной взаимосвязью его основных функций, во-вторых, полнотой и развитостью выполнения каждой из них.

Успех дела, за которое отвечает организатор, едва ли не в первую очередь зависит от того, как он взаимодействует с другими руководителями школы и учителями в процессе осуществления своих функций. Это взаимодействие, по существу, и определяет позицию организатора в педагогическом коллективе. Руководя внеклассной и внешкольной воспитательной работой, организатор вступает в определенные отношения, связи с директором, его заместителем по учебно-воспитательной работе (завучем), классными руководителями, учителями-предметниками, старшим вожатым, военным руководителем школы, секретарем партийной организации, председателем местного профсоюзного комитета и др. Эти связи в каждом отдельном случае имеют свои особенности и могут характеризоваться как помощь, координация, совместная деятельность и т. д. Рассмотрим их подробнее.

Новоселов точно заинтересуют кровати с тканевой мягкой спинкой по привлекательной цене.


Работа в школе:

Организатор и директор школы
Организатор и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Взаимодействие завуча, директора и организатора
Пути повышения эффективности работы организатора
Организатор и классные руководители
Помощь классным руководителям со стороны организатора
Организатор и учителя