Трудовое образование учащихся на заводе

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предоставляет в этом направлении широкое поле деятельности. В свете ее задач работа по профориентации приобретает целенаправленность, поднимается на новый качественный уровень. Прежде всего укрепляется учебно-материальная база трудовой подготовки и производительного труда на основе укрепления деловых связей школ и их базовых предприятий и хозяйств.

В республике уже немало сделано для развития общения учащихся с трудовыми коллективами, более тесных связей изучения основ наук с жизнью, с производством. Так, в качестве примера можно привести работу средней школы № 3 города Уральска. Коллектив школы наладил тесное сотрудничество с машиностроительным заводом. Ими разработан совместный комплексный план по организации трудовой подготовки учащихся, подготовлены другие документы, определяющие организацию трудового обучения и производительного труда учащихся VIII-Х классов. На заводе, в одном из цехов, образован специальный производственный участок для школьников. Здесь осуществляется трудовое обучение учащихся по профилям: токарь, фрезеровщик, слесарь–сборщик. Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете завода.

Организация производственного участка четко, до мелочей продумана как в технико-экономическом, так и в педагогическом плане. Рабочие места учащихся оборудованы в строгом соответствии с требованиями организации современного промышленного производства. Все станки самых новейших марок.

Выбор станочного оборудования участка осуществляют с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей. Все станки небольшого размера, что позволяет учащимся свободно, без напряжения работать. Технологический процесс, осуществляемый на учебно-производственном участке, достаточно сложен и требует от восьмиклассников постоянного внимания и сосредоточенности. Это также предусмотрено. В каждом из станков действует специальное устройство, которое моментально автоматически включает станок в случае технологических ошибок учащихся или нарушения ими режима эксплуатации станка. Эти меры практически полностью исключают возможность травмы.

Мастера производственного обучения стремятся к тому, чтобы теоретические знания учащихся имели практическую направленность. С этой целью проводится серия экскурсий в производственные цеха завода, где школьники на практике знакомятся с технологией производства.

В процессе работы на участке школьники выполняют плановые производственные задания завода. За каждым рабочим местом закреплен наставник из числа рабочих завода. Производительный труд учащихся подчинен ритму завода с вытекающими отсюда требованиями, он нормируется, планируется и учитывается как по объему выпускаемой учащимися продукции, так и по ее качеству.

Наставники и учителя используют производительный труд учащихся для их экономического образования и воспитания, знакомят учащихся с основами организации промышленного производства, производственными отношениями в рабочем коллективе.

В органическом единстве с производительным трудом учащихся, организованным на учебном участке, осуществляется целенаправленная работе по идейно-политической, социальной подготовке школьников к будущей трудовой деятельности. В этих целях используются такие, хорошо зарекомендовавшие себя на практике, формы и методы работы как встречи с ветеранами труда, беседы с передовиками и новаторами производства, экскурсии в заводской музей боевой и трудовой славы, различные конкурсы, выставки технического творчества, разнообразные культурно–массовые и спортивные мероприятия и т.д. Заслуживает внимания такая эффективная форма воспитательной работы, как деятельность педагогического отряда завода, когда за каждым классом школы закрепляются вожатые цехов и отделов завода. Увлеченно и заинтересованно проводится работа по техническому творчеству учащихся. В доме культуры наряду с другими кружками организованы 4 технических кружка (автоматики и телемеханики, судомодельный, авиамодельный, ракетомодельный), которыми руководят специалисты завода.

Этой многообразной работой руководит партком завода» Ежегодно на расширенном заседании партийного комитета при участии представителей школы и УПК составляется конкретный план сотрудничества с ними. В течение года партком осуществляет контроль за ходом выполнения плана, вносит необходимые коррективы.

В самой школе с помощью завода создается необходимая учебно-материальная база трудового обучения. В соответствии с требованиями оснащены кабинеты ручного и обслуживающего труда. Комбинированную мастерскую по техническому труду можно назвать учебным цехом: здесь 14 единиц станочного оборудования. Это позволяет организовать на базе мастерской школы выполнение учащимися токарных, слесарных и электромонтажных работ по заказам завода.


Педагогика:

Правильная организация уроков трудового обучения
Психолого-педагогическая подготовка к деятельности учителя
Проблемы образования сельской школы
Основные виды работы учителя в школе
Как организовать успешную работу в коллективе школы