Трудности учебно-воспитательного процесса в работе учителей

В современных условиях проблема внедрения педагогической науки и передового педагогического опыта в школьную практику приобретает особый смысл.

Утверждение ученых, что внедрение следует отнести к процессу, который рассчитан на достижение прогнозированного результата, и что сущность и цель внедрения - это внесение изменений в деятельность практических работников, приковывает внимание педагогов-практиков.

Как показывает школьная действительность, совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение высоких результатов обучения и воспитания возможно лишь при опоре как на богатейший арсенал научных знаний, так и на опыт учителей и педагогических коллективов. При этом процесс внедрения нового может стать эффективным только тогда, когда комплекс мер организационно-методического характера дополняется учетом человеческого фактора (психологического), роль которого нельзя недооценивать.

Высокой результативности в работе достигает тот учитель, у которого развит интерес и вкус к психологическим исследованиям, рекомендациям педагогической науки и который умело внедряет полученные знания в практику своей работы.

В этом смысле эффективность науки как производительной силы, по выражению академика С.Г. Струмилина, прямо пропорциональна объему внедряемых знаний, умноженному на глубину их усвоения и широту распространения в трудящихся массах".

Достижения педагогической науки призваны устранить одно из основных противоречий педагогической практики – противоречие между все увеличивающимся объемом и сложностью школьного образования, между все растущими задачами гуманистического воспитания и количеством учебного времени, отводимого для их решения.

К сожалению, огромные достижения педагогики, психологии и методики, а также многочисленный передовой педагогический опыт еще далеко недостаточно используются в практике всей массы учителей.

Практика, как говорил В.И.Иванов, воплощая в себе богатство теоретического развития, может служить критерием объективности нашего знания, показателем и того, насколько в теории выделена мера предмета, вовлеченного в орбиту деятельности ( т.14 с.125-130 ).

Ученые-педагоги и практические работники школы в основном сходятся на одной мысли, что многие трудности, вызванные совершенствованием содержания образования, обусловлены прежде всего тем, что программы становятся весомее, а методики обучения прежними. При этом не оспаривается и то, что педагогическая наука на всех этапах своего развития и в особенности в последнее десятилетие располагает апробированными средствами, применение которых могло бы ощутимо влиять на уровень работы школы, процесс обучения и воспитания детей.

И все же главной причиной, вызывающей трудности в работе многих учителей на современном этапе, является их психологическая неподготовленность к работе в новых условиях.

Отсутствие необходимых теоретических знаний по предмету вызывает у них растерянность, неумение использовать для организации процесса обучения даже рекомендуемые методы работы.

Поверхностные знания вопросов педагогики и психологии, организации педагогического труда не позволяют значительному числу учителей увидеть закономерности и взаимосвязь в процессах преподавания и учения, что отрицательно сказывается на эффективности учебно-воспитательного процесса. Случается так, что учитель в практике своей работы не может найти правильного педагогического решения из-за отсутствия контактов с педагогической наукой, дающей в значительном числе затруднительных положений рекомендации и советы, помогающие разумно организовать деятельность. Но тем не менее новые требования вызывают иное отношение большинства учителей к использованию достижений педагогической науки в своей практической работе.

Усилившаяся в настоящее время связь ученых-педагогов и практических работников школы позволяет педагогической науке пойти по пути разумного сочетания решения повседневных задач школы и исследования перспективных проблем с тем, чтобы освещать дорогу передовой практике, отвечающей общественному прогрессу.

В программных документах нашей партии в современный период особое значение приобретает формирование у всех тружеников общества научного гуманистического мировоззрения, которое раскрывает истинные, действенные пути и средства борьбы за справедливую социальную жизнь. Оно значительно расширяет кругозор, развивает теоретическое мышление, вырабатывает умение правильно анализировать и обобщать общественные явления и события, просвещает массы, повышает их идейность, сознательность и научность.

http://онлайн-казино-на-реальные-деньги.рф


Педагогика:

Принцип разумного единства теории и практики
Использование знаний науки и техники
Основные требования к труду учителя
Средства оптимизации работы учителя в школе
Опыт организации работы педагогического коллектива