Теория и практика как сумма педагогического опыта учителя

Улучшение качества учебно-воспитательной работы – важнейшее требование реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в осуществлении которой первостепенное место отводится работникам народного образования и в первую очередь учителю. От его энергии и увлеченности делом зависят успехи воспитания и обучения подрастающего поколения.

В предлагаемой читателю брошюре изложены некоторые проблемы общеобразовательной школы, определяемые курсом партии на ускорение научно-технического прогресса. В связи с этим актуализируется проблема использования педагогической науки как фактора совершенствования школьной практики. В определенной мере показан опыт работы передовых учителей республики и педагогических коллективов школ.

Вступив на путь педагогического поиска, передовые учителя прежде всего постоянно учатся сами, совершенствуют свои знания, постигают атмосферу вдохновенного, творческого труда посредством глубоких раздумий о себе и о своем труде.

Примеры и фрагменты, приводимые в этой брошюре, по нашему представлению, должны дать ориентировку в определении сути опыта, который содержит механизм связи педагогической науки и школьной практики.

Обращаясь к опыту передовых педагогических коллективов и учителей, мы стремимся познать внутреннюю лабораторию их творческого труда, и, сопоставляя это открытие со своим личным опытом, пытаемся найти закономерность в совершенствовании своей практики.

Известно, специфика педагогического труда отвергает слепое копирование чужого опыта. Еще К.Д. Ушинский в свое время указывал, что в педагогическую практику внедряется не опыт как таковой, а идея, выведенная из опыта. Практика показывает, что опыт учителей нужно не внедрять, а создавать и практиковать на стройной научной основе, с учетом уровня теоретической и практической подготовки конкретного педагога, степени подготовленности учащихся, условий труда и всех факторов, составляющих систему работы учителя. Это положение в равной мере, на наш взгляд, относится не только к внедрению передового опыта, но и к внедрению достижений педагогической науки.

Вопрос внедрения достижений педагогической науки – это прежде всего вопрос вооружения определенной системой психолого-педагогических и методических знаний и умений, с целью применения их для дальнейшего совершенствования процесса своего труда и деятельности учащихся. "Мастерство приходит к учителю лишь при том условии, если он сумеет глубоко вникнуть в теоретическую сущность каждого педагогического явления' (В.А.Сухомлинский, Павлышская средняя школа, М., "Просвещение", 1969 г.).

Есть ли секрет в таком мастерстве? Наверное, есть. И, пожалуй, прежде всего в том, что в этом процессе воедино воплощаются объективные закономерности развития образования и духовного обогащения школьников. В ходе накопления опыта, в живом творческом труде приобретается и оттачивается мастерство педагогического видения, пробуждается творческая мысль. Это и ведет к стремлению учителя познать закономерные связи педагогических явлений и сделать правильные для себя установки.


Педагогика:

Реформы народного образования – двигатель прогресса
Важность воспитательного фактора обучения
Задачи работников народного образования
Трудности учебно-воспитательного процесса в работе учителей
Принцип разумного единства теории и практики