Средства оптимизации работы учителя в школе

Интеграция науки и практики – веление времени. Поэтому большое значение имеет обобщение опыта работы тех школ, которые организуют учебно-воспитательный процесс, основываясь на научных достижениях, творчески подходят к использованию существующих методических рекомендаций, умеют организовать практическое приобретение знаний и умений учащихся. Секрет мастерства педагога не только в его исследовательском, творческом подходе к арсеналу накопленных средств и методов обучения, в умении применить их к новым условиям и обстоятельствам, но и в желании выработать свои критерии осмысления научной истины, своего подхода к возникающим проблемам, их решению, в умении научить учащихся творческому способу мышления, основанного на поиске, сравнении, анализе и обобщении изучаемых фактов и явлений окружающей действительности.

В существующей школьной практике мы обнаруживаем стремление многих педагогов осмыслить творчески, с научных позиций свою деятельность. Это явление хорошо можно проследить на опыте работы средней школы № 17 г. Актюбинска, вот уже 6 лет внедряющей теорию и методику оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Задача эта весьма сложная, имея в виду, что сама идея оптимизации требует системного совершенствования работы школы. А это означает теоретическую и практическую готовность педагогов к изучению личности, использование знаний теории и методики гуманистического воспитания, дидактики и частной методики. Практически учитель должен знать в теории и реализовать на практике требования к организации обучения, экономя при этом время и энергозатраты педагогов и учащихся.

Перед педагогическим коллективом школы прежде всего стояла задача полного использования тех резервов, которые имелись в арсенале предусмотренных средств. Это приемы активизации мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей, систематизация, обобщение и др.

Учителя подошли к использованию этих средств с точки зрения системы, как тому учит теория оптимизации.

При оптимальной организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль была отведена всестороннему изучению личности учащихся и классного коллектива, реальных учебных возможностей школьников.

В своей практической работе педагогический коллектив школы стремился научиться с позиций нового понять и оценить старое, разглядеть господствующие тенденции в развитии современной педагогической мысли и использовать это, находить в меру своих возможностей дополнительные пути и средства повышения производительности педагогического труда.

Именно с позиций современных требований учебных программ, на основе всестороннего педагогического анализа были сделаны принципиальные выводы, которые помогли определить конкретные меры не только по устранению имеющихся недостатков, но и совершенно по-новому организовать дело.

Опыт показал, что при определенных условиях можно преодолеть и силу привычки, и приобщить учителя к науке, а также сформулировать у него вкус к творческим поискам. Учителя пришли к выводу, что "для оптимизации процесса обучения недостаточно знания только процедурных элементов оптимизации. Для этого нужно обогащение достижениями передового опыта, знаний по педагогике, психологии, частной методике".

В успехах школы велико значение методической работы. В целом эта работа строится на основе принципа ее ведущей роли по отношению к опыту учителя. Это значит, что она не повторяет ставшие избитыми истины, а ищет новые пути анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Уроку, его содержанию и методам было обращено особое внимание педколлектива, памятуя, что прежде всего на уроке учащиеся овладевают научными знаниями, идет процесс формирования их диалектико-материалистического мировоззрения и развития личности.

В.А.Сухомлинский по этому поводу писал: "Мастер педагогического дела настолько знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда" ("Разговор с молодым директором"). Поэтому большое внимание было уделено комплексному планированию задач урока, предусматривающему многостороннее педагогическое воздействие на личность ученика, взаимосвязь деятельности учителя и учащегося.

Бывший директор этой школы, заслуженный учитель Казахстана А.К. Алгиев, говорит: "Оценивая годы освоения теории и методики оптимизации, можно сказать, что у членов коллектива нашей школы происходило формирование педагогических убеждений, развивалось диалектическое мышление, оттачивалось мастерство – своего рода сплав теоретических знаний и практического опыта. Творческая направленность этих убеждений – наш главный успех, и причина его в постоянном содружестве с наукой".


Педагогика:

Опыт организации работы педагогического коллектива
Секреты мастерства учителя на практике
Явления трения и инерции
Пример урока о равномерном прямолинейном движении
Как подобран материал о народном хозяйстве