Секреты мастерства учителя на практике

Быть творцом личности может учитель, обладающий высокой политической культурой, активной жизненной позицией, постоянно занимающийся самовоспитанием, которое предполагает совершенствование как своих знаний и мастерства, так и личных качеств. Сегодня секрет мастерства учителя - в его творческом поиске, умении осмыслить и применить на практике новейшие данные науки.

Методическая система многих учителей, добивающихся высокого качественного уровня работы, как показывают педагогические исследования, зависит в большей степени от того, насколько они в своей практике в оптимальном соотношении могут подавать на уроке теоретические и прикладные знания, повышающие интерес учащихся к школьному предмету.

Методическую сущность творчески работающих учителей составляет умение выбрать ту систему педагогических действий, приемов, которая согласовывалась бы с положениями теории.

Попытаемся проследить это на примере одного урока, проведенного В.И.Корнеевым, учителем физики средней школы № 54 г. Алма-Аты, ставшим кандидатом педагогических наук.

Тема урока: "Закон инерции".

Учитель: "До сих пор, изучая механические взаимодействия, мы не касались вопроса о причинах движения тел. Теперь займемся изучением этих причин, приступим к знакомству с динамикой (динамика является одним из разделов механики, изучающим движения в связи с их силами). Возникновение динамики обусловлено самим ходом исторического развития общества. На рубеже ХVI-ХVII вв. развитие мореплавания, кораблестроения, военного дела, строительства достигло такого уровня, что старые знания о причинах движения тел уже не могли удовлетворить потребности производственной практики. Для успешного решения этой и других задач необходимы были не умозрительные догадки о явлениях природы, а точные, научно установленные и проверенные опытом законы. Эти законы не были открыты случайно. Их открытие было подготовлено трудами многих ученых. Наиболее полно и точно они были сформулированы Галилеем и Ньютоном.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим первый закон динамики Галилея-Ньютона – закон инерции. Для того, чтобы лучше осознать грандиозность открытий Галилея-Ньютона, мы проделаем ряд практических опытов. Описание этих опытов и порядок их выполнения мы найдем в пособии (ученики открывают пособия, отмечают тот материал, который необходимо проработать). Для выполнения опытов у вас на столах имеются все необходимые приборы и принадлежности. У каждого на столе имеется пружинный маятник, находящийся на горизонтальной оси, металлический шарик, желоб, лист картона с песком, полоска стекла). Особое внимание обратите на задание 22. От правильности и четкости его выполнения зависит дальнейшее изучение материала.

Ученики приступают к выполнению заданий. Одним из заданий будет получение вывода "Закона инерции" путем физического школьного эксперимента.

Далее учитель продолжает: "В предыдущих параграфах, изучая механические взаимодействия, мы не касались вопроса о причинах изменения скорости тел. ^Теперь займемся выяснением их – приступим к изучению динамики. Возникновение и развитие механики обусловлено практической деятельностью людей. Поэтому уже в сочинениях древних греков можно найти много размышлений о причинах движения. Эти представления находят объяснение в трудах по физике у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). По мнению этого ученого, земные тела сами по себе, без действия сил покоятся, причина их движения - сила. То есть Аристотель утверждает, что сила – есть движение, силы нет – нет движения. Задумаемся над аристотелевским объяснением движения и поищем в знакомых нам явлениях подтверждение или опровержение его взглядам. Рассмотрим движение лошади с повозкой. Лошадь не тянет, повозка остается на месте: нет силы - нет движения. Когда лошадь тянет - повозка движется. Опять в духе Аристотеля: есть сила - есть движение. Если лошадь перестает тянуть, повозка останавливается. Снова прав Аристотель: сила исчезла - движение прекратилось.

Примером, подтверждающим этот закон, является колебание маятника (шарик, прикрепленный к пружине и находящийся на горизонтальной оси)*. Ученикам даются следующие задания:

1. Взять маятник, вывести его из положения равновесия и отпустить (маятник колеблется). Рассмотреть внимательно случаи, когда маятник (шарик) находится в крайнем положении (точки А и В на рисунке) и когда маятник проходит положение равновесия (точка О). Ответы на вопросы: а) происходит ли движение маятника в тот момент, когда он находится в крайнем положении (например, в точке А): б) происходит ли движение маятника в тот момент, когда он находится в точке О?

2. Расставить силы, действующие на маятник в точке А и в точке О. Ответить на вопросы: а) чему равна равнодействующая сил, действующих на шарик в точке А (равна нулю или нет?): б) чему равна равнодействующая сил, действующих на шарик в точке О (равна нулю или нет?).

Правильность ответов проверьте.

а) В тот момент, когда маятник приходит в крайнее положение (например, точка А), он останавливается, скорость его равна нулю.

б) В тот момент, когда маятник приходит в точку О, он движется с наибольшей скоростью.

р – сила упругости, Р - сила тяжести, О - реакция опоры.

в) Равнодействующая сил, действующих на шарик в точке О, равна нулю.

Проделав опыт с маятником, мы приходим к выводу, что в положении равновесия (точка О), где равнодействующая сил равна нулю, маятник движется с наибольшей скоростью. Получается вопреки утверждению Аристотеля: силы нет, есть – движение. В крайних положениях (точка А и В) равнодействующая сила не равна нулю, а маятник останавливается. Опять противоречие: сила – есть, нет движения.

Ручной станок для гибки арматуры.


Педагогика:

Явления трения и инерции
Пример урока о равномерном прямолинейном движении
Как подобран материал о народном хозяйстве
Раскрывая значение работы учителя в наши дни
Как учитель Фокин проводит свои уроки