Различные методы и приёмы организации учебной деятельности

Далеко не все ученики Ю.П.Фокина следуют по его стопам. Не в этом суть. Главное, что "уроки нравственного прозрения", возмужания формируют в них тот эмоциональный настрой, ту жизненную позицию, которые так необходимы строителям сегодняшнего и будущего дня.

Обучая детей, и освобождая их от трудностей, не следует думать, что Ю.П.Фокин обходит вниманием "середнячков" в учебе. По этому поводу он говорит так: " Не нужно думать, что, адресуя некоторые вопросы, задания читающим, вдумчивым ученикам, я в своей работе ориентируюсь только на них. Школьный класс – сцепление очень разнообразных влияний, отношений. Есть те, кто опережает других. – это естественно. По помнить о них, иметь в виду при подготовке урока только слабого ученика - значит совершать серьезный просчет. Задачи, которые я выдвигаю для самоподготовки, самообразования. – место приложения сил способных, активно работающих детей. Их ответы, сообщения - дополнительный источник знаний, обладающий к тому же наглядной воспитывающей силой. Она выступает сопряженной с учительской".

Сегодняшний день предъявляет к школе все больше требований по обеспечению такой учебной деятельности с учащимися, которая способствовала бы не только получению ими знаний, но и овладению способами усвоения этих знаний.

В опыте работы учительницы казахского языка и литературы школы-интерната г.Щучинска Кокчетавской области Т. Журыновой четко просматривается целеустремленность к самостоятельному осмыслению избираемых средств, приемов и методов обучения, основанных на научных рекомендациях и требованиях к преподаванию.

Из всей системы работы Т. Журыновой следует выделить развитие у школьников таких общеучебных умений как осмысленное запоминание учебного материала, навыков работы с книгой и другими источниками информации. Для этой цели учительница при-

меняет различные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в особой мере совершенствуя методику использования наглядных средств обучения.

В учебной деятельности она широко использует методы анализа, сравнения, обобщения учебного материала. Умение осмыслить тот или иной факт, мысленно преобразовать его и применить к новым условиям позволяет учащимся1 глубже проникнуть в содержание произведения.

Широко применяет Т. Журынова в своей практике обучение самостоятельному моделированию, разработке учащимися наглядных материалов, используемых затем в учебно-воспитательном процессе. Наиболее удачно ее учащиеся конструируют схемы, раскрывающие внутреннюю взаимосвязь рассматриваемого языкового или литературного явления. Следуя принципу дифференциации, учительница часто организует коллективное (групповое) творчество. Здесь инструктаж дополняется указаниями, как лучше распределить обязанности по разработке и изготовлению наглядных пособий. В результате в методическом арсенале учащихся множество наглядных материалов, выполняющих различные функции: иллюстративную, объяснительную, операторскую. Это плакаты, таблицы, схемы, инструктивные карты, карточки контрольно-тренировочного назначения и др.

Особое значение на всех этапах обучения учительница придает самостоятельной работе учащихся. Наибольшее место это форма организации учебной деятельности занимает при отработке навыков владения книгой, учебником. Формированию умений учиться способствует систематическая работа учителя по рациональной организации труда школьников. В учебном кабинете сосредоточены необходимые дидактические материалы, наглядные средства усвоения, технические средства, пособия. Практически ко всему курсу казахского языка и литературы в 4-10 классах составлена тематическая поурочная картотека. Здесь же собраны различные указатели о дополнительной информации по содержанию школьного литературного курса. К ним постоянно обращает учитель своих учеников, обучая их способам пользования различными библиографическими указателями, справочниками, картотекой.


Педагогика:

Опыт учителя в организации внеклассной работы
Организация учебно-воспитательной работы в интернате
Трудовое образование учащихся на заводе
Правильная организация уроков трудового обучения
Психолого-педагогическая подготовка к деятельности учителя