Раскрывая значение работы учителя в наши дни

На уроке обществоведения по теме "Формирование научного мировоззрения", раскрывая значение овладения научным мировоззрением на современном этапе, учительница обращается к речи В.И.Иванова на Ш съезде, связывает положения, выдвинутые на съезде, с современными задачами.

Учащимся предлагаются вопросы: "Почему задачи, выдвинутые В.И.Ивановым на Ш съезде, актуальны и в наши дни?" "С какими проявлениями западной и мелкой идеологии мы сталкиваемся?" "Чем вредна мелкая психология, имеющая питательную среду в обывательских, мещанских кругах?" и др.

В итоге учащиеся подводятся к выводу о том, что индивидуализм, аполитичность, как и прежде, мешают строить новое гуманистическое общество, приводят к деградации личности, к отрыву ее от коллектива.

Подытоживая сказанное, раскрывая значение изучаемого труда, учительница приводит яркие факты, подтверждающие мысль о том, что идеи блестяще выдержали суровую проверку временем, воплотились и воплощаются в жизнь.

В практику работы Н.П. Парманкуловой вошло ведение учащимися тетрадей. В восьмом классе с помощью учительницы ребята делают записи отдельных положений, оценок, выводов. В 9-10 классах они продолжают эту работу в этих же тетрадях, что систематизирует знания учащихся, углубляет понимание идей, способствует их осмыслению.

Сущность опыта учительницы Н.П. Парманкуловой, думается, состоит прежде всего в том, что приемы и методы работы в сочетании с рядом ее личностных и профессиональных качеств обеспечивают желаемый результат в процессе обучения. Делаемый ею акцент на развитие логического суждения, творческой самостоятельности и коллективного поиска ответа на поставленные вопросы позволяет пробуждать у учащихся радость учения и увлеченность предметом.

Урок словесности. Каким он должен быть? Сколько неоднозначных мнений высказано по этому поводу и сколько споров разгорается вокруг преподавания литературы в школе. Ему, учителю-словеснику, дано право на достойных примерах жизни, художественных образах литературы учить школьников соизмерять свои личные устремления с общественными потребностями.

Более 30 лет живет и учительствует в маленьком городке Аксае Уральской области заслуженный учитель Казахстана Юрий Павлович Фокин. Изучая и осмысливая опыт его работы, мы убеждаемся в том, насколько глубоко, целеустремленно обеспечивается процесс формирования личности средствами умелого использования огромного нравственного потенциала урока.

Об уроках Ю.П.Фокина можно сказать так: это уроки воспитания вдумчивого читателя и нравственного прозрения учащихся. Учитель говорит сам: "Можно прочитать роман или рассказ и не заметить, не подумать, чем он отличается от десятка или сотни рассказов на такую же тему. Наша же задача – вместе с учащимися найти у автора что-то своеобразное, не забывая и общее, определяемое конкретными историческими условиями.

Чтение без поиска, без скромной исследовательской задачи; чтение ради "интересных местечек", не воспитывает, а, наоборот, губит, портит вкус. И чтобы воспитать у ребят склонности к осмысленному чтению, к скромным читательским "открытиям" и находкам, мы последовательно, год за годом, учим сравнивать, сопоставлять".


Педагогика:

Как учитель Фокин проводит свои уроки
Учитель литературы – мастер словесности
Различные методы и приёмы организации учебной деятельности
Опыт учителя в организации внеклассной работы
Организация учебно-воспитательной работы в интернате