Психолого-педагогическая подготовка к деятельности учителя

Известно, что положительные результаты внедрения научных исследований и передового педагогического опыта зависят от психологической и педагогической готовности учителя осваивать новые приемы и методы деятельности, менять старые и вырабатывать новые установки в отношении обучения и воспитания учащихся, предмета своей деятельности, самого себя.

При всем этом, мы убеждены, что внедрение достижений науки в школьную практику в значительной степени зависит от вузовской подготовки учителя, его высокой педагогической культуры, владения методикой научного изучения процессов школьной жизни. В связи с этим было бы целесообразным ввести в систему психолого-педагогической подготовки будущего учителя курс методологии и методики педагогических исследований, и эта мера, с нашей точки зрения, в значительной степени усилит знание студентами психолого-педагогических дисциплин и повысит их интерес к исследовательскому подходу В своей деятельности с первых шагов работы в школе.

Ну, а как быть сейчас, когда молодой учитель появляется в школе, не имея такой подготовки? Здесь большую помощь могли бы оказать педагогические институты. Укрепление связей между высшими учебными заведениями и школой, сотрудничество педвузов с методическими центрами будет способствовать непрерывному росту идейно-теоретического уровня, повышению педагогической культуры учителей. Школьной практике это позволит постоянно опираться на рекомендации психолого-педагогической науки, правильно ориентироваться в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

В качестве примера обратимся к опыту совместной деятельности педагогического института и органов народного образования Семипалатинской области. Их совместная работа начинается с планирования. План составляется и подписывается ректором института и директором ИУУ. В нем предусматривается непрерывное повышение идейно-политического, теоретического и методического уровня учительских и руководящих кадров, распространение и внедрение передового педагогического опыта и достижений психолого-педагогической науки в практику школьной жизни.

На факультетах педагогического института с научно-методические советы в целях координации сов местной деятельности института, отделов народного образования, ИУУ и школ. Каждый факультет шефствует над двумя районами области, где проводится методическая работа с учителями, оказывается помощь в оформлении школ.

Кроме общего плана каждый кабинет ИУУ разрабатывает план совместной деятельности с соответствующей кафедрой пединститута, главным содержанием которого является оказание методической помощи учителю. Кафедры пединститута принимают активное участие в работе отделов народного образования и ИУУ по изучению качества знаний, умений и навыков учащихся по учебным дисциплинам, состоянию преподавания (истории, химии и др.учебных дисциплин) в школах закрепленных районов. Например, члены кафедры русского языка приняли участие в проверке работы СШ №№ 1,5 г.Аягуза, Большевладимирской и Семеновской СШ Бескарагайского района. Была налажена систематическая работа по проведению семинаров учителей, посвященных проблемам повышения качества знаний, умений и навыков учащихся (например, по химии), а также анализу вступительных экзаменов (по истории, физике), разбору решения задач городских и областных олимпиад по физике, математике и др.

Не ограничиваясь изучением и анализом деятельности учителя, сотрудники пединститута сами проводят открытые уроки и различные внеклассные мероприятия, готовят учителей базовых школ к проведению уроков.

Кафедры пединститута также участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях, в областных педагогических чтениях. Обращает на себя внимание тематика семинаров и конференций, на которых выступают с докладами преподаватели пединститута, к примеру: "Пути повышения качества обучения математике", "Совершенствование форм и методов обучения физике", "Методика проведения факультативных занятий", "Пути повышения эффективности урока химии", "Решение экспериментальных задач", "Работа с учащимися по усовершенствованным программам" (по учебным дисциплинам), к которым приложены рекомендации учителям. Практикуются конференции и научные семинары на кафедрах пединститута с участием учителей школ, методистов ИУУ на темы: "Актуальные проблемы методики преподавания математики", "Пути повышения качества подготовки студентов биологов-химиков к воспитательной работе в школе", "Формирование активной жизненной позиции учащихся в процессе обучения и воспитания" и т.д. Также следует отметить активное участие преподавателей пединститута в секционной работе районных январских и августовских совещаний учителей.

Кафедры института участвуют в работе, проводимой ИУУ по изучению передового педагогического опыта. На факультете естествознания был обобщен опыт работы учителей Р.Ш.Ириповой и Н.Г.Беликовой (Урджарский район) по проблеме "Организация работы на пришкольном участке", опыт работы биологов СШ №№ 6, 17, 29, 40 г.Семипалатинска по проблеме "Формирование материалистического мировоззрения у младших школьников на материале природы". Преподаватели кафедры химии совместно с кабинетом ИУУ изучили положительный опыт работы учителей области: М.Е.Пономаревой (СШ № 11 г.Семипалатинска) по проблеме "Организация работы химического кружка"; К.З.Сидоренко (СШ № 29 г.Семипалатинска) - "Система работы учителя над повышением качества знаний учащихся по химии" Г. Мурсалимовой, (СШ им. И. Алтынсарина Аягузского района) - "Использование материалов съездов в процессе обучения химии, Г.А. Фитисовой, заслуженной учительницы (СШ "Интернационал" Кокпектинского района)– "Воспитательная работа с учащимися в процессе обучения химии "и др.

Аналогичную работу проводят и другие факультеты пединститута - художественно-графический, филологический, физической культуры, где преподаватели школ получают консультации.

Большая помощь учителю оказывается посредством рекомендаций и различных методических пособий, которые разрабатываются совместно с кабинетами ИУУ и соответствующими кафедрами пединститута: "Школьный кабинет охраны природы", "Методические разработки школьной программы по музыкально–ритмическому воспитанию", "Рекомендации по изучению понятий магнитной индукции поля и ЭДС", "Рекомендации по подготовке учащихся к олимпиаде" (по математике "Изучение материалов Конституции в школьном курсе истории", "Школьникам об истории города", "О дружбе народов России", рекомендации по работе с усовершенствованными программами (по различным учебным дисциплинам)., "Санитарно-гигиеническое воспитание учащихся в учебной и внеклассной работе", "Развитие самостоятельности мышления учащихся в процессе обучения" и много других, которые являются необходимыми в повседневной деятельности учителя, особенно в условиях сельской школы.

Кроме методических рекомендаций кафедры пединститута изготавливают для базовых школ области наглядные пособия, организуют экскурсии учащихся в стенах института. Кафедра ботаники отправляет в сельские школы до 800 гербариев в год, кафедра зоологии – чучела различных животных, таблицы, рисунки.

Усиливаются непосредственные контакты педвуза со школами. Так, кафедра психологии и педагогики, оказывая научную и методическую помощь ИУУ и горметодкабинетом, составила договор с педагогическим коллективом СШ № 28 о творческом содружестве по внедрению новейших достижений психолого-педагогической науки в практику по таким направлениям, как: воспитание сознательной дисциплины; самовоспитание старшеклассников; самоуправление в школе; активизация познавательной деятельности учащихся и совершенствование методов контроля.

читать рейтинговое платье


Педагогика:

Проблемы образования сельской школы
Основные виды работы учителя в школе
Как организовать успешную работу в коллективе школы
Теория и практика как сумма педагогического опыта учителя
Реформы народного образования – двигатель прогресса