Проблемы образования сельской школы

Серьезное внимание ИУУ и пединститут совместно с рай(гор)методкабинетом уделяют работе со стажерами и молодыми учителями. Кафедры пединститута поддерживают связь со своими выпускниками, работающими в школах области. Традицией стали встречи со стажерами в период зимних каникул. Каждому выпускнику при окончании института вручается папка - передвижка, в которой имеются методические рекомендации, различные методические материалы, необходимые в первый год работы. Так, в папке-передвижке "В помощь стажеру и наставнику", которую подготовила кафедра русского языка, имеются следующие материалы: письмо о задачах стажировки и о работе наставника, примерный план работы стажера и наставника, схемы анализа уроков, разработки некоторых тем по русскому языку и литературе и др. Самый тесный контакт с учителем осуществляется на курсах повышения квалификации при ИУУ, где институтом усовершенствования учителей проводится определенная работа с лекторским составом (с участием кафедр): согласовывается содержание учебно-тематических планов, направление отдельных лекций, содержание практики слушателей, знакомство лекторов с нормативными документами и т.д.

Не раз в педагогической печати поднимался вопрос о подготовке учителей для сельской малокомплектной школы. Здесь речь шла о том, что начинать эту работу надо с педвуза, а также об определении для студентов по их выбору того оптимального набора учебных предметов, преподавание которых будет вести будущий учитель в сельской малокомлектной школе. А проблем у малокомплектной сельской школы много. Тем не менее таких школ в республике почти 60%. В самом деле, само название указывает на малочисленный состав учащихся, а, следовательно, и учительских кадров. Отсюда и трудности в работе.

Многие здесь - учителя-совместители. Каждому из них приходится много работать над подготовкой к урокам, коллектив маленький, а обязанностей в целом по школьной общественной работе много. Затруднена и работа по методическому росту учителей, особенно в начальных классах. Здесь учителя испытывают в прямом смысле "педагогическое одиночество".

Как трудятся учителя, что достигнуто ими в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, в чем нуждается учитель малокомплектной школы? Все эти и другие вопросы работы сельской школы подсказываются школьной реформой.

В республике немало таких сельских школ, в которых образцово организован учебно-воспитательный процесс, максимально используются имеющиеся возможности. К примеру, Изобильненская восьмилетняя школа Возвышенского района Северо-Казахстанской области. В школе обучается 90 учащихся, в среднем по 10-12 в каждом классе, занятия ведутся в 2 смены. Здесь сложился "доморощенный" стабильный педагогический коллектив из 10 учителей, 7 имеют высшее образование. Качественный состав учительских кадров позволяет обеспечить необходимый уровень работы по обучению и воспитанию детей. Во внеурочное время работает 15 различных кружков и 2 факультатива. Школьники имеют возможность во 2-ой половине дня заняться по интересам трудовой, познавательной деятельностью, спортом, участием в художественной самодеятельности. В небольшом одноэтажном здании оборудовано 7 паспортизированных учебных кабинета. .

В поисках путей преодоления "педагогического одиночества" положительным является опыт районных методических кабинетов Павлодарской и Семипалатинской областей по организации семинаров-практикумов руководителей школ и учителей на базе лучших малокомлектных школ. Так, передовые учителя Мынбулакской опорной школы Аягузского района, возглавляемой Т. Диншуменовым, оказывают большую помощь педагогическим коллективам малокомплектных школ, функционирующим на территории совхоза Мынбулак.

Они посещают уроки передовых учителей школ, закрепленных за опорной школой, дают консультации по трудным разделам учебных программ, оказывают помощь в планировании учебно-воспитательного процесса, выступают с творческим отчетом.

Упорядочение работы по повышению квалификации учителей -предметников малокомплектных школ в дальнейшем нуждается, во-первых, в стабильном закреплении за учителями совмещаемых учебных предметов, а во-вторых, в организационной работе районных межшкольных методических объединений.


Педагогика:

Основные виды работы учителя в школе
Как организовать успешную работу в коллективе школы
Теория и практика как сумма педагогического опыта учителя
Реформы народного образования – двигатель прогресса
Важность воспитательного фактора обучения