Принцип разумного единства теории и практики

Мировоззрение оказывает основополагающее воздействие на все естественные и общественные науки, а также и на социальную практику. В этой связи особенно выделяется роль диалектического и исторического материализма как общей методологии педагогической науки и практики. Теоретические исследования ученых и школьная практика постоянно опираются на такие принципы философии, как материальность мира, зависимость духовных общественных отношений от материальных, общая связь, развитие предметов и явлений действительности, конкретно-исторический подход к явлениям, принцип партийности, принцип единства теории и практики.

В.И.Иванов придавал большое значение принципу единства теории и практики. Он писал: "Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания".

Практика является важнейшим стимулом развития теории. Теория обобщает практику, проверяется, исправляется и развивается практикой. Если теория отрывается от практики, она лишается своей материальной основы, становится беспредметной, схоластической, догматической, не освещает дорогу практике и не способствует ее изменению. В свою очередь практика тогда становится слепой и деляческой, бесперспективной.

Однако связь теории с практикой вовсе не означает, что теорию следует полностью подчинить сегодняшней практике или текущим задачам дня. Теория имеет дело с широкими обобщениями, она заглядывает в будущее, дает новые открытия, применение которых движет саму практику. С другой стороны, в практике есть новое и старое, сама практика изменяется. Теория не может фиксировать только то, что существует и что есть и плестись в хвосте практики. Она призвана освещать дорогу практике.

Успешность формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, а также понимание их жизненности и осознания как средства преобразования действительности в конечном счете определяется тем, насколько правильно и последовательно реализуется принцип связи теории и практики во всей системе преподавания.

Известно, что педагог овладевает искусством обучения и воспитания на основе опыта. Ускорение процесса овладения педагогическим искусством происходит в результате понимания учителем того, что сложный педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и что успех его труда зависит от строгого учета и убежденности в их непреложной реальности, побуждающих искать эти закономерности, размышлять над фактами и находить общие внутренние причины. Таким образом, процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает свежую педагогическую мысль, ведет ее от частного к общему, от практики к теории и наоборот.

В условиях научно-технического прогресса необычайно возрастает потребность в овладении математическими, (естественными и техническими науками. Несомненно, эти науки благотворно влияют на становление личности, воспитывают в людях организованность, деловитость, широту ориентировки в различных отраслях современной науки и техники. Однако, сказанное ни в какой мере не может означать пренебрежительного отношения к общему и в особенности обществоведческому и гуманитарному образованию.

Личность формируется не только математикой и техникой. Гармоничное развитие человека, вместе с увлеченностью. естественно-математическими науками происходит под воздействием идеологии, литературы и искусства. В формировании нового человека, его духовного мира, пробуждении творческих потенций заключены основные возможности дальнейшего развития нашего общества, реализации его высоких гуманистических целей и дальнейшего роста экономики.


Педагогика:

Использование знаний науки и техники
Основные требования к труду учителя
Средства оптимизации работы учителя в школе
Опыт организации работы педагогического коллектива
Секреты мастерства учителя на практике