Пример урока о равномерном прямолинейном движении

Теперь вернемся к примеру лошади с повозкой. Рассмотрим участок прямолинейного и равномерного движения: Лошадь тянет - повозка движется. По Аристотелю: сила есть и движение есть. По Галилею: силы нет (сила тяги уравновешивается силой трения) движение равномерное и прямолинейное (учитель рекомендует вывод Галилея записать в тетради). Учащимся предлагается сделать вывод о том, в чем же ошибка Аристотеля. Как видим, ошибка Аристотеля состоит в том, что он недостаточно глубоко рассматривал явления и поэтому не смог увидеть, что истинная картина земных движений маскируется трением. В 1687 г. великий английский физик Исаак Ньютон в своей книге "Математические начала натуральной философии" привел закон инерции в качестве первого закона движения. В ньютоновской формулировке первый закон гласит (учитель диктует, ученики записывают): "Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние". Однако движение по "инерции" может быть не только равномерным и прямолинейным (состояние покоя рассматривается как частный случай равномерного и прямолинейного движения), в некоторых случаях оно носит довольно-таки сложный характер (в свое время на это также указывал Ньютон). Например, суточное вращение нашей планеты, далее инерционное вращение махового колеса (на маховое колесо действует сила тяжести, но она уравновешивается реакцией оси, трением при хорошей смазке можно пренебречь) и т.д. Итак, инерция - одно из самых общих явлений материального мира, оно присуще всякому телу, каково бы оно ни было и где бы оно не находилось".

На этом уроке мы четко обнаруживаем органическую связь теоретического материала с практическими действиями, использование имеющихся знаний для получения новых, опору на ранее усвоенное школьниками, что позволяет осуществить синхронную деятельность учителя и учащихся.

На уроках В.Н.Корнеева мы замечаем еще одну важную особенность: учитель не торопится дать учащимся готовые выводы науки, а, наоборот, применяет такие методы, которые ведут к ним, возбуждают напряжение мысли, чувства, воображение, с которыми процесс поиска сопряжен. А это значит

у ученика идет не только увеличение объема знаний, но и активно развивается способность наблюдать и понимать, мыслить и чувствовать.

Так проблемно-поисковые методы обучения, примененные на уроке, способствуют развитию гибкости мышления, формированию у школьников навыков творческой деятельности, т.е. наиболее осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Обращаясь к опыту передовых учителей, осмысливая их находки, мы еще и еще раз мысленно задаем себе вопрос о том, что же характеризует сегодняшнего мастера педагогического труда с точки зрения организации учебной деятельности учащихся.

Однозначной оценки дать нельзя. Но будет правильным сказать, что учитель, в деятельности которого обнаруживается совокупность способов ведения занятий, дает оптимальные результаты в обучении учащихся.

С этой точки зрения мы может обратиться к опыту учительницы истории и обществоведения средней школы № 150 "Ортакшыл" Чиилийского района Кзыл Ординскбй области Н.П. Парманкуловой.

Довольно сложная задача у учителя гуманитарных предметов – формирование мировоззрения школьников на уроке. Здесь и своевременное определение мировоззренческого, содержания обучения по учебному предмету, выделение главного, существенного в нем, вычленение ведущих мировоззренческих и воспитательных идей каждого раздела и темы, выбор рациональной' структуры занятия, методов, и форм и других способов организации работы.


Педагогика:

Как подобран материал о народном хозяйстве
Раскрывая значение работы учителя в наши дни
Как учитель Фокин проводит свои уроки
Учитель литературы – мастер словесности
Различные методы и приёмы организации учебной деятельности