Правильная организация уроков трудового обучения

В период летних каникул для учащихся VII–IX классов в подсобном хозяйстве завода действует лагерь труда и отдыха. Во временных производственных бригадах школьники выполняют различные сельскохозяйственные работы.

Об активной работе по осуществлению реформы школы на селе в деле трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся свидетельствует совместная деятельность Больше-Чаганской средней школы и совхоза "Кушумский" Зеленовского района Уральской области.

Трудовая подготовка учащихся здесь основана по системе "школа-совхоз''. Совместными усилиями в школе создана прочная материальная база, позволяющая успешно выполнять программы трудового обучения с 1 по X классы. В школе действуют кабинеты ручного и обслуживающего труда, учебные мастерские по столярному и слесарному делу, кабинет для теоретических занятий по профилю "тракторист-машинист". Производственный коллектив совхоза, его партийная и профсоюзная организации не ограничиваются только лишь подготовкой учебно-материальной базы школы, большое внимание уделяется планированию и организации всего комплекса работы по у воспитанию учащихся в школе.

В результате создана целостная действенная система трудового воспитания и производственного обучения школьников. От опытнической работы на пришкольном участке до приобретения профессии тракториста-машиниста или оператора машинного доения - такой путь параллельно с изучением основ наук проходят все ученики за 10 лет учебы.

В школе организован регулярный производительный труд учащихся 1У-УШ классов в школьных мастерских на основе выполнения производственных заданий совхоза. Его основной формой является деятельность в постоянной круглогодичной учебно-производственной бригаде, объединяющей более 150 учащихся. Бригада имеет три производственных направления – животноводство (операторы машинного доения), овощеводство и кормодобывание, механизация. Работа ученической бригады основана на четко организованном ученическом самоуправлении. Текущей работой руководит совет бригады во главе с бригадиром. Члены совета организуют соревнование, проводят политико-воспитательную и культурно-массовую работу, следят за выполнением производственного плана. Администрация совхоза, специалисты помогают в организации всей этой работы, назначают наставников, осуществляют руководство в выработке режима, норм техники безопасности, заботятся об обеспечении спецодеждой. Полеводческие и механизированные звенья осуществляют весь комплекс работ по выращиванию различных сельскохозяйственных культур на площади 35 га. Звено доярок работает на молочной ферме.

Производственный труд учащихся в составе ученической бригады органично сочетается с планомерной профессиональной ориентацией на сельскохозяйственные профессии, применением активных, проверенных на практике форм и методов воспитания: экскурсии на производственные подразделения совхоза, беседы и встречи со специалистами, передовыми работниками совхоза, ветеранами труда, работы с родителями и т.д.

Действующая система трудовой подготовки учащихся дает положительные результаты: каждый год примерно 40% выпускников школы остаются работать в совхозе и идут учиться по профилю трудовой подготовки.

В разработке плана комплексных мероприятий, связанных с реформой школы, ведущая роль принадлежит парткому и дирекции совхоза.

Во многом, уже сделанном, личная инициатива принадлежит директору совхоза, отличнику просвещения Казахстана Ф.К.Воробьеву.

Таким образом, рассматривая опыт работы передовых школ республики по совершенствованию учебной деятельности, мы делаем вывод, что только во взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, в комплексном решении всех проблем обучения и воспитания с привлечением новых достижений науки и техники мы сможем реализовать на практике главную цель, поставленную перед школой - формирование активной, всесторонне развитой личности.


Педагогика:

Психолого-педагогическая подготовка к деятельности учителя
Проблемы образования сельской школы
Основные виды работы учителя в школе
Как организовать успешную работу в коллективе школы
Теория и практика как сумма педагогического опыта учителя