Основные виды работы учителя в школе

К сожалению, на практике нередко обобщение или описание опыта учителей руководителями школ, инспекторами, методистами и непосредственно самими учителями далеко не раскрывает методического арсенала средств, творческой лаборатории учителя. В методических разработках и рекомендациях содержится больше установок, что должен делать учитель, и не уделяется нужного внимания раскрытию методической сущности рекомендуемых способов и приемов работы.

Вот здесь велико значение методической работы. В передовых педагогических коллективах эта работа строится на основе принципа ведущей роли методической службы по отношению к опыту учителя.

Эта значит, что методическая работа постоянно обновляется. Это учитывают в Мынбулакской школе. Здесь каждый член методического объединения в течение года работает над индивидуальной темой. Результаты затем оформляются в виде реферата, доклада или информации о проделанном.

Деятельность методических объединений и каждого его члена строится на основе анализа работы за прошлый год.

Работа объединений в школе, как правило, координируется методическим советом, на заседании которого рассматриваются вопросы практической реализации планов, намеченных методическими объединениями, и который дает ориентацию в общетеоретических вопросах по совершенствованию методики обучения.

По мнению самих учителей школы, методическая работа становится "непосредственной производительной силой", В этой фразе есть творческое начало. Все больше ощущается положительное влияние методической работы на уровень учительского мастерства и его результативность. Это проявляется во многом. Во-первых, в существенных сдвигах, которые происходят в сознании и содержании духовного мира учителя: учитель открывает в себе возможности совершенствования. Во-вторых, в приобщении многих учителей к научному поиску, к повседневному, пусть к скромному, педагогическому творчеству. В-третьих, в проявлении у них интереса к собственному опыту, к себе как личности и к личности ученика. Все это в сущности и выдвигает учителя на позиции исследователя, создает необходимый творческий потенциал, а, следовательно, и определяет всю многогранную активную деятельность.

Важнейшим направлением реформы школы является дальнейшее совершенствование управления. В этой связи выдвигается непреложное требование к руководителям школ, отделов народного образования - управлять школой с научной точки зрения. Повышение научного уровня руководства народным образованием становится одним из решающих условий деятельности школ.

От компетентности руководителей школы, правильно сочетающих административную и научную деятельность, зависит успех всего дела. Знакомясь с деятельностью педагогического коллектива средней школы № 45 г.Алма-Аты, мы приходим к выводу о том, что истоки коллективного творчества, поиска, глубокой внутренней убежденности учителей обнаруживаются в целесообразности действий администрации. И это в последующем становится собственной линией поведения учителей в решении поставленной задачи. Именно здесь, в этой школе, формирование глубокой внутренней убежденности у учителя идет через внутреннюю убежденность и авторитет директора школы. На этлй основе между ним и подчиненными складываются отношения духовной близости к взаимопонимания.

Отсюда вытекает эффективность внутришкольного контроля, В этой школе справедливо считают, что контроль – это не надзор и не система проверок, не каскад разнохарактерных инспектирований с целью пресечения аномальных явлений в практике, а предупреждение нежелательных действий учителя на основе глубокого анализа внутришкольных явлений, проводимого с научно–педагогических и методологических позиций, на уровне последних достижений педагогической теории и практики, т.е. смысл эффективности контроля в его обучающей функции. Простая же констатация отрицательных явлений - пустая трата времени, бесплодное топтание на месте.


Педагогика:

Как организовать успешную работу в коллективе школы
Теория и практика как сумма педагогического опыта учителя
Реформы народного образования – двигатель прогресса
Важность воспитательного фактора обучения
Задачи работников народного образования