Основные требования к труду учителя

Анализ теоретического материала, опыт учителей и педагогических коллективов подтверждают наличие явно ощутимых организационно-педагогических предпосылок внедрения достижений педагогической науки в школьную практику.

Во-первых, это развитие педагогического творчества, умение учителей принять правильные решения в педагогической деятельности. Педагогический труд по своей природе есть труд творческий. Растущие потребности познания активизируют научное творчество, что, в свою очередь, оказывает решающее влияние на повышение теоретической вооруженности и идейной убежденности учителя.

Творческая активность учителя позволяет критически анализировать свой труд, делать необходимые выводы, проверять новые действия, искать более эффективные пути и средства обучения и воспитания, вскрывать новые возможности', которые еще скрыты в недрах учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, осознание учителем необходимости усвоения и применения новых знаний в своей практике.

Формированию такой осознанности в большей степени способствуют многие факторы: психологическая настроенность в педагогическом коллективе к восприятию новых требований науки: столкновение с трудностями, возникающими у учителя при разрешении задач обучения и воспитания надлежащий уровень внутришкольного контроля система самообразовательной работы учителя по повышению теоретических знаний по педагогике и психологии, а также методического мастерства убежденность в необходимости изменения существующей практики и умение это сделать: подготовленность учителя к проведению сравнительного анализа теоретических основ старой и новой систем, своей работы.

В-третьих, опыт и личные качества учителя, на особенностях которых основываются не только педагогическое творчество и осознанность применения новых знаний на практике, но и его умение выработать правильный подход относительно учащихся, предмета, самого себя, совершенствовать организацию своего труда.

Здесь мы можем исходить из установки о том, что научно-технический и общественный прогресс оказывают глубокое влияние на развитие и совершенствование профессионального уровня учителя, повышение его образованности и культуры.

В-четвертых, наличие многочисленных исследований, публикуемых в печати, а также устная передача научных знаний. Здесь необходимо четкое разграничение результатов исследований по их характеру и значению в развитии науки и обогащению ими практики. Но для практики всегда важны как теоретические, так и практические педагогические исследования.

Идеи, заложенные в результатах педагогических исследований, могут успешно использоваться в учебно-воспитательном процессе при условии, если учитель правильно понимает их смысл, актуальность, высокую значимость и возможность применения в конкретных условиях работы, а также при том условии, если теоретические идеи реализуются в комплексе разработанных материалов: программах, методических разработках, дидактическом материале с помощью экранно-звуковых пособий.

Одним из условий внедрения достижений педагогической науки в школьную практику является непреложное требование к руководителям школ, отделам народного образования – управлять школой с научной точки зрения. Повышение научного уровня руководства народным образованием - одно из важнейших требований реформы школы. Успех во многом зависит от руководителей, их компетентности, правильно сочетающих административную и научную деятельность.

Научное управление школой предполагает:

– учет взаимодействия всех тех факторов, даже если они самые противоречивые, которые влияют на учебно-воспитательный процесс и в целом на работу школы:

– умение находить все новое, передовое в школьной практике, обнаруживать хотя бы малое, но ценное в труде учителя, а затем организовать, направить и контролировать это движение:

– соблюдение принципа объективности, что означает учитывать реальные возможности:

– знать действительное состояние дел в школе, уметь учитывать трудности, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, создавать условия их преодоления.

Одним из важнейших требований к повышению научного управления школами является усвоение и применение руководителями школ и отделом народного образования основ педагогического анализа. Он позволяет глубже изучить факты и явления педагогического процесса в их взаимосвязи, выявить действительное состояние дел, учесть противоречия и трудности.


Педагогика:

Средства оптимизации работы учителя в школе
Опыт организации работы педагогического коллектива
Секреты мастерства учителя на практике
Явления трения и инерции
Пример урока о равномерном прямолинейном движении