Явления трения и инерции

Мы рассмотрели два примера, приводящие к совершенно противоположным взглядам на причины движения. Как вы думаете, каково же правильное решение вопроса о причинах движения? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, решим сначала обратную задачу: поинтересуемся, почему движущиеся тела останавливаются. Пусть, например, металлический шар движется в горизонтальном направлении: в первом случае по рыхлому песку, а во втором - по гладкой стеклянной поверхности, (начальная скорость движения одинакова в обоих случаях): Ученикам предлагается, выполнив опыты, ответить на вопросы:

1. В каком из указанных случаев шар остановится быстрее?

2. Что мешает движению шара в этих случаях?

3. В каком из этих случаев трение наибольшее.

4. Какими способами можно уменьшить трение?

Затем они делают выводы: 1.Шар остановится быстрее, если он катится по песку. 2.Причиной торможения шара является трение. 3. Трение наибольшее в том случае, когда шар катится не по гладкой поверхности и т.д. Итог: причиной остановки шара является трение".

Результаты опытнической работы завершаются вопросами: Как вы считаете, что произошло бы с движущимся шаром, если бы силы трения отсутствовали? Будет ли он продолжать движение с неизменной скоростью или остановится?

Свой ответ сравните с ответом, данным в пособии.

Учитель: "Если предположить, что трение отсутствует, то равнодействующая сил, действующих на шар, равна нулю. (См. в книге рис., где О - сила реакции опоры, Р - сила тяжести). Очевидно, в этом случае движение будет продолжаться с неизменной скоростью до тех пор, пока равнодействующая всех сил, действующих на шар, будет равна нулю. Таким образом, мы пришли к выводу, противоположному выводу Аристотеля".

Далее предлагается открыть пособия и продолжать работу.

Во время выполнения заданий учитель осуществляет руководство работой всего класса. Он наблюдает за выполнением опытов, помогает ученикам правильно ответить на вопросы. Затем учитель продолжает: "Впервые с опровержением взглядов Аристотеля в 1632 г, выступил великий итальянский физик и астроном Галилее Галилей. Проделав опыты (аналогичные нашим), он пришел к выводу, что всякое материальное тело сохраняет состояние равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока приложение силы не заменит этого состояния. Это явление он назвал "Инерцией".

На любой бюджет лучшие цены на отели черногории.


Педагогика:

Пример урока о равномерном прямолинейном движении
Как подобран материал о народном хозяйстве
Раскрывая значение работы учителя в наши дни
Как учитель Фокин проводит свои уроки
Учитель литературы – мастер словесности